FUNLOL

Какие советские машины пользовались спросом за рубежом

kakie sovetskie mashiny polzovalis sprosom za rubezhom 606c53e733db4
Но знали ли вы, что многие автомобили пользовались приличным спросом за рубежом ? Давайте вспомним эти модели …

Какие советские машины пользовались спросом за рубежом

АЗЛК в Старом Свете
Сложно в это поверить, но в погоню за длинным рублем (вернее, за иностранной валютой) за границу отправляли даже самую первую модель МЗМА (так до 1968-го назывался АЗЛК) — «Москвич-400», условно-легальную копию довоенного Opel Kadett K38. Уже в 1948 году в Финляндии открылось совместное торговое представительство, занимавшееся реализацией советских легковушек и грузовиков. Но истинно звездный час советского автоэкспорта начался в середине 60-х, когда в Брюсселе заработал офис советско-бельгийского предприятия Scaldia Volga.

1444455615 kakie sovetskie mashiny polzovalis sprosom za rubezhom 2

Изначально располагавшая сетью из 50 дилеров и ориентированная прежде всего на бельгийский и голландский рынки, «Скалдия» быстро встала на ноги и начала стремительно развиваться. Сфера влияния компании распространилась на всю Европу, а число дилеров в пике выросло до полутысячи. Все потому, что в 60-70-х советские автомобили были не такими плохими, как принято считать.

1444455583 kakie sovetskie mashiny polzovalis sprosom za rubezhom 3

Особенно это касалось «Москвичей» — в то время однозначно самых прогрессивных автомобилей страны. Скажем, из общего тиража 407-й модели, составившего 359 980 автомобилей, треть ушла на экспорт. Когда же на рынок вышел значительно более современный «Москвич-408» — для первой половины 60-х это, без скидок и извинений, был автомобиль передового европейского уровня — спрос на советские машины стал неприлично высоким. Как не вспомнить, что в только 1969 году 65 процентов всех выпущенных на МЗМА 408-х отправились за кордон. Почти 66 тысяч машин за один год! Всего же на рубеже 70-х «Москвичи» продавались более чем в 70 странах мира.

1444455664 kakie sovetskie mashiny polzovalis sprosom za rubezhom 4

1444455596 kakie sovetskie mashiny polzovalis sprosom za rubezhom 5

ГАЗы на чужбине
«Отличный автомобиль — недорогой, но очень вместительный. А какой здесь дорожный просвет! Я гоняю по сельским дорогам безо всякой опаски!», — так в августе 1966-го со страниц английского журнала The Motor расхваливал свое приобретение безвестный британец — счастливый владелец универсала ГАЗ-22 «Волга».

1444455627 kakie sovetskie mashiny polzovalis sprosom za rubezhom 6

Идеальная бюджетная тачка для сельской местности? Этот имидж, мягко говоря, слегка отличался от того, что был у «Волги» в Союзе. Не говоря уже о том, что в СССР универсалы ГАЗ-22 в частные руки вообще не продавались. Как бы то ни было, на роль автомобиля-мечты в уже довольно сытой Европе «волжанке» рассчитывать не приходилось.

1444455639 kakie sovetskie mashiny polzovalis sprosom za rubezhom 7

Достаточно большая по габаритам машина (4,8 метра в длину) да еще и со слабеньким мотором — явно неидеальное сочетание для тесных улочек Парижа, Антверпена или Рима. Так что, несмотря на Гран-при всемирной выставки в Брюсселе, спрос на «Волги» в Европе остался достаточно ограниченным и за «москвичевскими» рекордами угнаться не мог. Не помогла даже установка под капот дизельных двигателей Peugeot и Rover мощностью 43-68 лошадиных сил.

1444455670 kakie sovetskie mashiny polzovalis sprosom za rubezhom 8

И все же у «волжанки» нашлись преданные почитатели — например, в Греции, с ее плохими дорогами, и в скандинавских странах, с их суровым климатом. Но когда на смену 21-й модели пришел ГАЗ-24, теплившийся было спрос на «Волги» затух окончательно.

1444455645 kakie sovetskie mashiny polzovalis sprosom za rubezhom 9

«Нива» в Европе
Это был первый и, очень хочется верить, не последний раз, когда советско-российский автомобиль стал одним из главных экспонатов крупной международной выставки — Парижского моторшоу’78. Тогда в «Пальэкспо» миру впервые показывали «Ниву». Конечно, никто не сошел с ума от удивления и не захлебнулся от восторга, как было, например, во время премьеры Citroen DS за 23 года до этого. Достаточно и того, что ВАЗ-2121 просто открыл новую рыночную нишу, которую сама же «Нива» оккупирует на ближайшие десять лет. Более того, большой успех этого маленького оффроудера отчасти станет причиной глобального бума на внедорожники, накрывшего планету уже в XXI веке.

1444455634 kakie sovetskie mashiny polzovalis sprosom za rubezhom 10

Новаторство «Нивы» — не миф и не сказка. В конце 1970-х в Европе выпускался только один автомобиль с цельнометаллическим кузовом, постоянным полным приводом, хорошей проходимостью и достойным поведением на асфальте. Это был Range Rover. Однако у советского внедорожника, в отличие от британца, была независимая передняя подвеска, блокировка межосевого дифференциала и великолепная геометрическая проходимость. Про разницу в цене между «Рэйнджем» и «Ладой» вообще говорить не стоит. А машины, которые соперничали с «Нивой» по стоимости, безоговорочно проигрывали ей по всем остальным статьям.

1444455645 kakie sovetskie mashiny polzovalis sprosom za rubezhom 11

«Не видим причин, которые помешают хорошим продажам «Нивы» в Великобритании, — писал после знакомства с «вазовским» вездеходом все тот же The Motor. — У автомобиля, конечно, есть мелкие недостатки, но преимущества и цена перевешивают все остальное!».

1444455654 kakie sovetskie mashiny polzovalis sprosom za rubezhom 12

Неудивительно, что именно «Нива» в итоге стала самым успешным советским автомобилем за пределами СССР. Всего за границу отправили около полумиллиона вездеходов, которые можно встретить во всех странах мира от Австралии до Канады.

1444455608 kakie sovetskie mashiny polzovalis sprosom za rubezhom 13

1444455672 kakie sovetskie mashiny polzovalis sprosom za rubezhom 14

УАЗ в Италии
Если коммерческие успехи «Москвичей» и «Волг» в Европе еще как-то можно было спрогнозировать или по-крайней мере объяснить, то никто в стране Советов и думать не смел, что в Европе кто-то позарится на утилитарные советские вездеходы. Словом, когда на связь с офисом «Автоэкспорта» (главного советского агентства, отвечавшего за экспорт автомобилей) впервые вышел некий Луиджи Марторелли, наши торговые представители наверняка приняли его за сумасшедшего. Ведь этот синьор уверял, что сможет продавать в Италии внедорожники ГАЗ-69!

1444455629 kakie sovetskie mashiny polzovalis sprosom za rubezhom 15

Но Луиджи знал, о чем говорил. Заядлый джипер и участник многочисленных африканских рейдов, он разглядел в «козлике» коммерческий потенциал. Ведь базовая проходимость у машины была феноменальной, требовалось лишь добавить немного лоска… В общем, слово за слово, Луиджи вместе со своим младшим братом Феллипе договорились о поставках в Италию сначала модели ГАЗ-69, а затем и УАЗ-469.

1444455602 kakie sovetskie mashiny polzovalis sprosom za rubezhom 16

Ульяновские вездеходы причесывали, как могли: ставили гидроусилитель руля, обвешивали машину кенгуринами и пластиковыми накладками, переобували в литые диски, красили в веселенькие цвета, монтировали жесткую крышу. В базовом исполнении итальянский УАЗ назывался Explorer и оснащался родным бензиновым мотором. Более продвинутые версии Marathon, Dakar и Racing укомплектовывались дизелями Peugeot (76 л.с.), VM (100 л.с.) и FIAT (112 л.с.).

1444455594 kakie sovetskie mashiny polzovalis sprosom za rubezhom 17

При этом братья активно продвигали свою продукцию на трассах ралли-рейдов — специально подготовленный УАЗ выходил даже на старт престижного «Ралли Фараонов». Пусть и без особого успеха, но до финиша автомобиль доехал. Всего с 1973-го до 1999-й год братья Марторелли продали больше шести с половиной тысяч ульяновских вездеходов. Цифра, может, и невеликая, но и она по крайней мере в миллион раз больше того, на что рассчитывали в «Автоэкспорте».

1444455666 kakie sovetskie mashiny polzovalis sprosom za rubezhom 18

1444455615 kakie sovetskie mashiny polzovalis sprosom za rubezhom 19

1444455658 kakie sovetskie mashiny polzovalis sprosom za rubezhom 20

«Буханка» в Японии
Нет, это не развод и не шутка. Действительно, компания Iwamotors занимается поставками в Японию легендарной «буханки». Точнее, ее грузопассажирской версии УАЗ-3909. И никаких доработок — родной 2,7-литровый мотор ЗМЗ мощностью 112 л.с., два цвета на выбор — «Белая ночь» и «Военный зеленый» — и полторы тонны живого русского обаяния.

1444455590 kakie sovetskie mashiny polzovalis sprosom za rubezhom 21

Японцы вообще любят необычные тачки — вспомните хотя бы продукцию фирмы «Мицуока» или кей-кары. Так что интерес к сконструированной полвека назад машине без пробега, к тому же выглядящей совершенно отпадно (она не кажется вам отпадной? Да ладно!), вполне понятен. Для японцев наша «буханка» — как автомобильный аналог тамагочи. Машина, по уникальности и экзотичности сравнимая с «Трабантом». Только с металлическим кузовом. Что здесь можно не любить?

1444455671 kakie sovetskie mashiny polzovalis sprosom za rubezhom 22

Но не будем обманываться — увлечение «УАЗами» в Японии не приняло лавинообразный характер. Массовости «буханки», помимо конструктивной кондовости, мешает совсем немаленький ценник. За УАЗ-3909 Japan Edition просили без малого три миллиона йен — по нынешнему курсу это 24 тысячи долларов. Но главное, ужесточившиеся экологические нормы вырыли настоящий ров на пути «буханок» в Японию. Даже оснащенный топливной аппаратурой от Bosch родной заволжский мотор УАЗа укладывается только в нормы Euro III. Извини, старина, ты слишком стар и очень болен…

1444455602 kakie sovetskie mashiny polzovalis sprosom za rubezhom 23

1444455683 kakie sovetskie mashiny polzovalis sprosom za rubezhom 24

«Урал» и Америка
Когда-то давно генеральный секретарь ЦК компартии СССР Никита Хрущев прилетел в США с официальным визитом. На встрече с представителями американского бизнеса кто-то из местных обронил — мол, американские фермеры с радостью обеспечат продовольствием весь Советский Союз. Никита Сергеевич тут же пошутил в ответ — ага, а мы завалим вас автомобилями! И ведь все сбылось. Правда, не в плане продовольствия, и не сразу, а только в XXI веке. И завалили мы США не автомобилями, а мотоциклами.

1444455603 kakie sovetskie mashiny polzovalis sprosom za rubezhom 25

Дело в том, что мотоциклы «Урал» уже давно безраздельно властвуют на рынке мотоциклов с коляской в США. Больше того: 95 процентов общего объема производства Ирбитского мотоциклетного завода сегодня уходит на экспорт.

1444455615 kakie sovetskie mashiny polzovalis sprosom za rubezhom 26

А что — все логично. «Урал», недалеко ушедший от довоенного мотоцикла BMW R71, и при этом довольно качественно сделанный и дополненный иностранными комплектующими, воспринимается стопроцентно винтажной вещью. Считай, мотоцикл из музея, который можно купить и ездить. Собственно, этим «Урал» и берет. Причем не только простых любителей, но знаменитостей мирового масштаба. Среди владельцев ирбитских байков замечены Брэд Питт и Юэн Макгрегор. Мы знали, что Тайлер Дерден и старик Оби-ван крутые парни, но чтобы настолько… Респект!

1444455627 kakie sovetskie mashiny polzovalis sprosom za rubezhom 27

1444455658 kakie sovetskie mashiny polzovalis sprosom za rubezhom 28

1444455690 kakie sovetskie mashiny polzovalis sprosom za rubezhom 29

БелАЗ и планета Земля
Советские грузовики экспортировались во многие зарубежные страны. Но это были, как правило, дружеские жесты дружественным режимам. Или торговые программы со странами-сателлитами. Чего греха таить, ГАЗы, ЗиЛы и даже КамАЗы в силу разных причин не могли составить серьезную конкуренцию европейским, американским или японским одноклассникам. Единственное исключение из этого правила — БелАЗ.

1444455651 kakie sovetskie mashiny polzovalis sprosom za rubezhom 30

Во многом уникальный статус фирмы из белорусского города Жодино стал следствием того, что многотонные карьерные самосвалы сами по себе товар специфический. И производителей такой техники в мире — раз, два и обчелся. Достаточно сказать, что в советские годы доля БелАЗа в общемировом производстве карьерных самосвалов доходила до 50 процентов. И хотя большинство машин оставалось внутри страны, некоторые шли и на экспорт: по прикидкам, белорусские великаны вкалывают в 50 странах мира. И не только вкалывают. Недавно исламские террористы переделали один из захваченных в Сирии БелАЗов в огромный бронемобиль. И эта штука пострашнее «Королевского тигра» будет!

1444455602 kakie sovetskie mashiny polzovalis sprosom za rubezhom 31

1444455635 kakie sovetskie mashiny polzovalis sprosom za rubezhom 32

1444455637 kakie sovetskie mashiny polzovalis sprosom za rubezhom 33

1444455677 kakie sovetskie mashiny polzovalis sprosom za rubezhom 34

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

admin
Author: admin