FUNLOL

Слухи о том, что в Zillers Garage строят нечто особенное, начали появляться ещё зимой. В апреле на выставке в Санкт-Петербурге это самое нечто показалось во всей красе, попутно забрав главный приз кастом-шоу. А затем, неделей позже, уже в Москве, на «Мотовесне» тот самый ретроборд-трекер Jawa 500 не оставил шансов многочисленным оппонентам, прихватив вместе с путёвкой на чемпионат мира первое место в категории Freestyle и специальный приз от Design Award WorldWheels Russian Edition. 

1502626446 retrobord treker jawa 500 1

Без преувеличения Jawa 500 от Zillers Garage сделала в этом году соревновательный сезон особенным. Если вы по каким-то причинам не увидели её своими глазами, считайте, одно из ярчайших впечатлений прошло мимо. 
Отмазки не принимаются! Конструктив и точность проработки конкретного мотоцикла являют собой ситуацию, когда даже непрофессионалам суть понятна без слов. 

1502626423 retrobord treker jawa 500 2

Как в ювелирных украшениях – в спорных изделиях приходится долго разбираться и искать мелкие шероховатости, в то же время признанные шедевры видно издалека, им ты веришь сразу без до- смотра под микроскопом. Проект нельзя назвать коммерческим. В том одна из его ценностей. 

1502626442 retrobord treker jawa 500 3

Создатель Дмитрий Голубчиков зашёл с позиции собственного интереса, а не заработка. Вначале была мечта построить кастом именно на спидвейном моторе. Очень уж он красив и величественен. Примерно год тому назад удалось в закромах близкого друга Михаила откопать и сам мотор, и остальные части боевого спидвейного снаряда. 

1502626485 retrobord treker jawa 500 4

Мотоцикл, а именно его экипажная часть, датирован 1987 годом, что подтверждают спортивные документы. Кто и когда сделал двигатель – неизвестно. С силовым агрегатом пришлось решать нестандартную задачу – оставлять в качестве топлива метанол или переводить на бензин. Второй вариант оказался предпочтительнее именно с позиции эстетики. В итоге работы по снижению степени сжатия проводились вне графика, когда мотор уже был навешен на раму. Что привело в очередной раз к полному ребилду системы выпуска. 

1502626448 retrobord treker jawa 500 5

Выпускная магистраль одновременно предмет гордости и страданий Дмитрия. Переделывать и подгонять до прецизионной точности и блеска, к которым невозможно зацепиться критикой, пришлось не раз и не два, равно как и раму. 

1502626493 retrobord treker jawa 500 6

Стоило ли оно тех усилий? О, да! Коллектор идеально ровно выходит из цилиндра, идёт параллельно раме, затем растворяется у заднего колеса как часть высокоточного механизма. Швейцарские часовщики позавидуют! Казалось бы, мотоцикл вовсе небольшой, а взгляд, устремляясь в переливы блестящих поверхностей, может бродить там сколь угодно долго. Суммарно над проектом Дмитрий работал полный год. Да так, что времени ни на что другое не оставалось.

1502626404 retrobord treker jawa 500 7

 Деталей у Jawa 500 немного. Опытному рукастому технарю может причудиться, что мотоцикл на черновую можно выстроить за пару-тройку дней, а затем получившееся закинуть в хром, аккуратно собрать и быстрей на выставки… Увы, получится ширпотреб! В Jawa 500 каждая деталь как отдельный кастом-проект. На первый взгляд не очевидно – в мотоцикле почти нет хрома. Только спицы и ободья. Остальное – магия полированной нержавеющей стали и меди. Хром так благородно не блестит. Со спицами пришлось провернуть целую спасательную операцию. 

1502626445 retrobord treker jawa 500 8
1502626431 retrobord treker jawa 500 9

Родные 23-дюймовые колёса были густо захвачены ржавчиной, спицы пострадали не меньше. В отсутствии адекватной замены (длиннющие спицы под такой огромный обод давно стали ископаемой реликвией) каждую пришлось буквально возвращать с того света. Несколько спиц получилось воссоздать из сочленения велосипедных. После долгой полировки их среди прочих не найдёт даже сам создатель. 

1502626403 retrobord treker jawa 500 10

В современном спидвее уже давно вместо 23-дюймовых ободьев используют ободья диаметром 21 дюйм. Речь о том, что гаревую резину Barum в нужной размерности и цензурном, почти новом состоянии удалось найти каким-то чудом. Из-за исполинских колёс идея оснастить мотоцикл классической рулевой колонкой почти сразу ушла на скамейку запасных. Нужный угол не выйдет, аппарат получится громоздким и высоким. 

1502626498 retrobord treker jawa 500 11

Пришлось вынести вперёд виртуальную рулевую колонку по схеме «Дуолевер». Механизм демпфирования и управления весь спроектирован и создан своими силами. Под нож пошли патрон и цанга от фрезерного станка, два привода и граната от «Оки». Задняя часть рамы сухая. Демпфирующие функции несёт на себе подпружиненное сиденье. 

1502626425 retrobord treker jawa 500 12

Детали на оба амортизатора в большинстве своём взяты от серийных мотоциклов. Прямая пружина заднего амортизатора от пневмостойки автомобиля марки Range Rover. Один из самых притягательных аспектов внешнего вида – сочетание различных фактур. Идея дополнить полированный металл вкраплениями дерева и меди пришла по принципу «нравится/не нравится». Металл с металлом – скучно, металл с кожей – банально. 

1502626460 retrobord treker jawa 500 13

Лаченный дуб, медные крылья и медные трубки – вот в чём есть нужный посыл и выразительность на грани высокой художественности! Для изготовления рукояток руля и сиденья Дмитрий использовал обрезки досок и один черенок от лопаты с рынка. Красота в простоте и терпении! Интересная история связана с появлением позади чешского спидвейного мотора пятиступенчатой коробки передач от английского мотоцикла BSA 1965 года. 

1502626487 retrobord treker jawa 500 14

В первоначальной концепции значилась коробка передач с новодельным картером и аутентичной ретроначинкой. Но, увы, какие бы крутые железки ни выдавали современные ЧПУ-станки, тягаться по «ламповости» со старым добрым литьём им без шансов. Коробка, маслобак и двигатель после полной переборки поселились по соседству. В качестве привода использована обычная 525-я цепь. С ведущей звездой на моторе пришлось повозиться. В изготовлении помогли золотые руки тульских умельцев. Новая деталь вышла точь-в-точь как оригинальная. 

1502626405 retrobord treker jawa 500 15

Многим не даёт покоя вопрос – как на Jawa 500 ездить? И насколько она вообще дееспособна? Двигатель за- водится и исправно набирает обороты, подвеска функциональна, но использовать этот мотоцикл в качестве ездового примерно то же самое, что стелить подлинники Ван Гога на стол вместо скатерти в придорожном кафе. В теории возможно, на практике вас, скорее всего, по старой доброй традиции сожгут на костре тихони-культуроведы… 

1502626475 retrobord treker jawa 500 16

Jawa 500 в первую очередь объект искусства, воплощённый в теле мотоцикла. Можно и нужно созерцать, поездка суть мотоцикла не раскроет. Позади год, полный титанических усилий, и ряд громких побед на главных кастом-шоу страны. А проект, по мнению Дмитрия, не закончен, есть некоторое количество шероховатостей. И это лишь вершина айсберга. Как известно, в 2018-м Jawa 500 отправляется на чемпионат мира биться за призы с лучшими из лучших мира кастома. Там требования особые. Мотоцикл должен соответствовать ряду хитрых требований и быть абсолютно идеальным в каждой мелочи. 

1502626471 retrobord treker jawa 500 17

Впереди ещё очень много работы. Jawa 500, как настоящий шедевр искусства, поработит своего создателя, принесёт с собой бессонные ночи и сложные задачи, но даст взамен ощущение радости и победы над металлом и временем. 

• Донор: Jawa 500 • Мастерская: Zillers Garage 
• Год постройки: 2017 
• Восстановленный двигатель от спидвейного мотоцикла Jawa 500 – степень сжатия понижена с 17:1 до 11:1, переделан натяжитель цепи, перенастроены фазы газораспределения, модернизирована система зажигания, новые жиклёры в карбюраторе под работу на бензине. 
• Восстановленная коробка передач от мотоцикла BSA. Ведущая звезда изготовлена заново вместо утерянной. «Сухая» корзина сцепления срощена с первичным валом коробки через переходник под шпонку и конус первичного вала. Рычаг переключения передач вместе с выжимом сцепления выведен под левую руку. 
• Маслобак ручной работы, масляная система переведена на медные трубки. 
• Тормозная система на компонентах от квадроцикла, диск ручной работы. 
• Рама и выхлоп ручной работы. Выхлопная система имеет внутри пламегаситель и шумопоглощающую набивку. 
• Передняя подвеска «Дуолевер» ручной работы. Механизм состоит из гранаты привода колёса и шруза от автомобиля «Ока», а также из цанги от фрезерного станка. Корпуса переднего и заднего амортизаторов сделаны из цельных кусков меди. 
• Восстановленные ободья и спицы от мотоцикла-донора, резина Barum. Мастерская Zillers Garage выражает отдельную благодарность Артуру Осипову за помощь в постройке данного мотоцикла

Автор: Михаил ПИМУС Фото: Кирилл КАЛАПОВ (Источник — журнал «Мотоэксперт» №6 2017)

1502626480 retrobord treker jawa 500 18
Ретроборд-трекер Jawa 500

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

admin
Author: admin